Коммерсантъ,
16 мая 2018 г.
ОСАГО выйдет к свободе тарифов под надзором
653 просмотра
Банк России во вторник раскрыл свои планы по реформе сектора ОСАГО. Слова «либерализация», которое страховщики так надеялись услышать после выборов президента, не прозвучало. ЦБ намерен в два этапа перейти к индивидуальному тарифу для каждого автовладельца. Уже этим летом он расширит на 20% вверх и вниз тарифный коридор в ОСАГО. Возможность же снятия тарифных ограничений регулятор готов рассматривать не раньше середины 2020 года. Рынок же надеялся на получение права самостоятельно устанавливать ряд коэффициентов уже летом и ждал полной либерализации ОСАГО с 1 января 2020 года.
На страховом рынке ждали выборов президента в том числе и потому, что власти давали понять страховому лобби: раньше пересматривать тарифы ОСАГО не будут, опасаясь социальных волнений. Во вторник ЦБ наконец раскрыл свои планы реформы сегмента. Регулятор назвал это «действиями по стабилизации ситуации в ОСАГО», представил их зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По статистике регулятора, ОСАГО занимает второе место по сборам на рынке (17,4% от премий в размере 1,3 трлн руб. в 2017 году), сектор принес рынку убыток в размере 14,8 млрд руб., на него приходится 80% жалоб на страховщиков, а в ряде регионов есть проблемы с доступностью полисов. Поэтому ЦБ намерен ввести «справедливую» цену для каждого водителя.
На первом этапе реформы, летом 2018 года, будет расширен тарифный коридор на 20% в обе стороны. Это означает расширение вилки базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4–4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб. По словам господина Чистюхина, недостаточность тарифа в ОСАГО сейчас оценивается в 47%, но потолок будет повышен скромнее. Также регулятор расширит число градаций коэффициентов, снижающих или повышающих цену полиса. Второй этап ЦБ начнет осенью, когда Минфин подготовит поправки к закону об ОСАГО, разрешающие использование индивидуального тарифа, что автоматически еще расширит тарифный коридор с лета 2019 года. Сам ЦБ получит полномочия по контролю тарифной политики компаний, «чтобы страховые компании не зарабатывали сверхприбылей», заявил Владимир Чистюхин. Третий же этап, по его словам, возможен с середины 2020 года. Тогда ЦБ, «возможно», снимет тарифные ограничения и решит, стоит ли сохранять в секторе социальные коэффициенты, например коэффициент мощности.
Планы ЦБ сильно разошлись с ожиданиями страховщиков. Концепция, разработанная рынком и переданная Российским союзом автостраховщиков (РСА) в ЦБ, предусматривала, что уже с июля 2018 года ЦБ будет регулировать только потолок цены полиса, коэффициент аварийности и нарушений ПДД, а наценки и скидки за мощность автомобиля, территорию его использования, возраст и стаж водителя страховщики будут устанавливать сами. С 1 января 2020 года РСА предлагал регулятору вовсе отказаться от влияния на тарифы ОСАГО (см. “Ъ” от 17 октября 2017 года).
По словам президента РСА Игоря Юргенса, союз видит, что власти нацелены на поэтапную либерализацию ОСАГО, но на первом этапе страховщики должны иметь возможность самим устанавливать дополнительные коэффициенты и их размеры.
В РСА ссылаются на опыт Германии, где регулятор отпустил тарифы еще в 1994 году, после чего цена полиса из-за конкуренции страховщиков снизилась с €300 до €250 в 1999 году и до €200 в 2010 году.
Тем не менее и меры ЦБ господин Юргенс называет «спасительными» для рынка.
Аналитики, впрочем, торжества справедливости в идеях ЦБ не видят. «Складывается ощущение, что главная проблема рынка — мошенничество и недобросовестный «автоюризм» — будет решаться за счет жителей токсичных регионов. На мой взгляд, это очень рискованный подход. Почему в Челябинске ОСАГО в четыре раза будет дороже? По объективным характеристикам Челябинск не сильно отличается от других городов. Проблема в том, что там процветают мошенники и недобросовестные автоюристы»,— заявил “Ъ” глава группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Тем не менее он находит правильным, что ЦБ не намерен отпускать региональный коэффициент на откуп страховщикам, иначе «тарифы в токсичных регионах взлетят до небес». «Другие коэффициенты можно было бы либерализовать, только не региональный»,— говорит эксперт.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 16 мая 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Страхование жизни в АРРФР назвали драйвером роста рынка
|
|
Russia Today, 25 ноября 2024 г.
Юрист: повышение штрафа за езду без ОСАГО может изменить отношение к страхованию
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Страховать ответственность владельцев ТРЦ от пожаров начнут в РК
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Сажин предложил радикальный способ борьбы с ездой без ОСАГО
|
|
Финмаркет, 25 ноября 2024 г.
За 9 месяцев активы страховой отрасли Китая выросли на 11,2%
|
|
Лента.Ру, 25 ноября 2024 г.
В России захотели в шесть раз увеличить один штраф для автомобилистов
|
|
Парламентская газета, 25 ноября 2024 г.
В ЛДПР предложили увеличить лимит страховых выплат по ОСАГО
|
|
НТВ, 25 ноября 2024 г.
Штраф за езду без ОСАГО могут увеличить до 5 000 рублей
|
|
Сусанин, 25 ноября 2024 г.
Водители Удмуртии совершают меньше аварий, чем в среднем по стране
|
|
РЕН-ТВ, 25 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тыс. рублей
|
|
Интерфакс-Юг, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В России могут начать штрафовать за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Томская интернет-газета, 25 ноября 2024 г.
Томская область вошла в топ-15 регионов по доле «безаварийных» водителей
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 25 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Известия онлайн, 25 ноября 2024 г.
Штраф за езду без ОСАГО могут увеличить в шесть раз
|
|
За рулем, 25 ноября 2024 г.
Максимальный штраф за вождение без ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
sroportal.ru, 25 ноября 2024 г.
Совет СРО утверждает решение об обязанности членов вносить допвзносы в КФ ОДО
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|